На новые рельсы: как мы «оцифровали» 30 вокзалов за два года?

Два года назад команда Navigine стала частью масштабного проекта по разработке мобильной навигации на железнодорожных вокзалах по всей России. Navigine - На новые рельсы: как мы «оцифровали» 30 вокзалов за два года?

Два года назад, в 2017 году, команда Navigine стала частью масштабного проекта по разработке мобильной навигации на железнодорожных вокзалах по всей России. Задача стояла амбициозная – создать мобильное приложение для крупнейшего в России перевозчика – РЖД. Сервис должен был быть не только продвинутым и модным, но и реально полезным: во-первых, позволявшим пассажиру купить билет онлайн, во-вторых, включавшим в себя карту самого вокзала и близлежащих кварталов. Кроме этого, реализовать удалось и другой полезный функционал: например, карту всех торговых точек и точек общепита на вокзале, навигацию по помещению в поисках, например, дежурного по станции или нужного поезда. В первый год решение внедрили на 9 вокзалах, во второй год подключили еще 20, в планах на 2019 – новые точки по всей России.

Как мы попали в команду РЖД?

Нас часто спрашивают: «Как же так случилось, что небольшой технологической компании удалось наладить сотрудничество с огромной корпорацией, типа РЖД?» Тут есть свои лайфхаки! Мы нашли для себя идеальную схему сотрудничества в государственными гигантами – работа через интегратора. Этот формат решает сразу несколько проблем стартапов: во-первых, нет такой огромной бумажной и коммуникационной нагрузки (тонны документов, недели совещаний) – компетенции технологических стартапов вовсе не в этом. Мы умеем хорошо делать свою работу, а уж искусство говорить на одном языке с крупными корпорациями лучше доверить профессионалам.

Во-вторых, партнеры-агрегаторы, зачастую, берут на себя большую часть финансовых рисков. Небольшая компания не может позволить себе долгие кассовые разрывы: ей нужно расти очень быстро, а для этого требуются средства.

И, наконец, в-третьих, без крупного именитого партнера, порой вообще невозможно попасть во вселенную корпорации. В большинстве закупок и тендеров есть ряд формальных требований (например, срок существования компании, наличие десятков успешно реализованных проектов), которые не всегда могут удовлетворить стартапы. Поэтому работа через партнера – это возможность проявить себя. В приложении, которое мы сделали для РЖД, есть множество дополнительных функций, которые можно реализовать на базе нашей навигационной системы – это работа для других небольших (или больших) партнеров с профильными компетенциями!

В двух измерениях: как мы устанавливали маяки и настраивали систему

Современная система позиционирования по технологии Bluetooth– программно-аппаратная. Проще говоря, она разворачивается в двух измерениях: в оффлайне, где нам необходимо составить карту объекта и разместить BLE-маячки, и в онлайне, когда мы уже настраиваем виртуальную карту помещения, отслеживаем перемещение объекта по вокзалу, показываем ему все, что расположено вокруг. Сориентироваться на незнакомом вокзале всегда бывает трудно: где стоит нужный поезд, у кого спросить информацию, где оставить сумку, как найти туалет, где покушать? Созданное мобильное приложение отвечает на все эти вопросы, плюс еще и просвещением занимается – в функционале доступна история каждого вокзала. Так что не просто полезно, но и интересно получилось!

Итак, пока одни партнеры делали мобильное приложение, а вторые занималась работами «на местности» - то есть оснащением вокзалов всем необходимым оборудованием, нам нужно было встраивать в оба эти процесса. Еще одним вызовом для всех стала территориальная распределенность самого проекта. Первые вокзалы были в Москве, затем шагнули в Европейскую часть России, теперь экспансия началась и за Уралом. Естественно, логистика добавляет сложностей в процесс масштабирования и отладки, ведь на каждом объекте необходимо установить оборудование, проконтролировать его работоспособность. Но за плечам уже 31 успешно реализованный кейс, это вселяет в нас оптимизм!

 

 

Подарок заграничным гостям

Новое мобильное приложение подоспело очень вовремя: оно серьезно облегчило жизнь туристам, приехавшим в Россию на Чемпионат мира по футболу. Многие из них передвигались из города в город на поездах. Возможность купить билет онлайн, а также понятная навигация на разных языках мира сэкономили время и силы наших гостей со всего света. Обычно на всех транспортных узлах навигация осуществляется только при помощи указателей: но невозможно повесить указатели на каждом столбе, на каждом языке, на каждый потенциально востребованный объект инфраструктуры. Электронные средства навигации помогают решить эту проблему, ведь их пространство не ограничено! Так что наше приложение отлично сработало во время ЧМ, и продолжает облегчать жизнь туристов и путешественников до сих пор. Надеемся, что постепенно такая система охватит крупные вокзалы по всей России.

Выгода не только для пассажиров

Сегодня плюсы навигации в мобильном приложении осознают транспортные хабы по всему миру. Многие аэропорты уже имеют собственные мобильные приложения, а некоторые из таких онлайн-карт даже встроены в общедоступные сервисы картографии (например, «побывать» в обоих аэропортах Берлина, Тегель и Шенефельд, можно прямо в GoogleMaps). Используют похожую технологию и вокзалы: Penn Station, один из самых крупных пересадочных узлов в Нью-Йорке оснащен системой навигации на биконах. Конечно, главная задача любого навигационного сервиса – помочь пассажирам пройти из точки А в точку Б, однако, не стоит забывать и о дополнительных возможностях по монетизации. Например, анализ пассажиропотока покажет администрации вокзала или аэропорта самые «проходные» точки, на которые возможно повысить арендную ставку. Или арендаторы могут отправлять рекламные предложения пассажирам, проходящим недалеко от их точки, тем самым привлекая новых клиентов и увеличивая средний чек. В целом, система навигации работает по схеме win-win, а, значит, обязательно будет масштабироваться во все новые и новые транспортные хабы.   

Скачать приложение "РЖД пассажирам" на IOS и Android

 

Если интересно узнать подробности, пишите нам на info@navigine.com c пометкой "кейс РЖД".



Navigine - Published:
Elena Timokhina