Культурная служба: как мы разработали единственную систему навигации, работающую на территории Кремля?

Вслед за технологическими производствами, супермаркетами и торговыми центрами, в информационный век переходят и музейные пространства. Navigine - Культурная служба: как мы разработали единственную систему навигации, работающую на территории Кремля?

Вслед за технологическими производствами, супермаркетами и торговыми центрами, в информационный век переходят и музейные пространства. Сегодня они борются за внимание миллениалов, много времени проводящих в сети. Чтобы привлечь молодую, взыскательную публику больше не достаточно организовать просто хорошую выставку, собрать уникальные произведения искусства и красиво расставить их по залам. Люди цифрового поколения ищут разнообразных впечатлений: они хотят не только смотреть, но и слушать, видеть, взаимодействовать с пространством и в офлайне, и в онлайне. 

 

Многие крупнейшие музеи мира уже идут по пути цифровизации, разрабатывая собственные мобильные приложения с функциями дополненной реальности и внутренней навигации. Так, мобильное приложение с применением технологий индор-навигации есть у бельгийского музея Дом Рубенса. Смитсоновский музей американского искусства также предлагает всем пользователям несколько аудио и видео-туров по музею (как внутри, так и на прилегающих территориях).

Помимо этого в функционал включены небольшие викторины и тесты для посетителей. А национальный музей дизайна Купер-Хьюит и вовсе показывает до 20% экспонатов исключительно в виртуальном режиме. Российские коллеги не остаются в стороне: компания Navigine по участвовала в создании мобильных приложений с функцией внутреннего позиционирования для музея этнографии и антропологии «Кунсткамера» в Санкт-Петербурге и Оружейной палаты Московского Кремля.

 

Мобильный гид по музею

 

Создание системы индор-навигации в «Кунсткамере» началось в 2015 году, мобильное приложение с похожим функционалом для Оружейной палаты появилось в 2017 году. Оба проекта разрабатывали и курировали наши партнеры из компании Maugry.  В обоих случаях нашей задачей было создать удобный мобильный сервис, который дополнил бы уже существующие аудиогиды и позволил музею выйти за рамки привычных пространств благодаря использованию новых технологий. Функционал предполагал возможность позиционирования посетителя с точностью до 1 метра, поиска конкретных экспонатов, прокладывания маршрутов до них, а также автоматическое воспроизведение аудио контента при подходе человека к витрине. 

 

«У нашей компании была задача встроить индор-навигацию в приложения, которые мы разработали для музеев Московского Кремля и Кунсткамеры в Санкт-Петербурге. Изначально мы рассматривали около десяти российских и зарубежных решений, но самым оптимальным из них оказалась технология Navigine. Решение было доработано под конкретные задачи проекта и внедрено всего за шесть месяцев. Стабильность работы и точность позиционирования - те критерии, которые убедили нас выбрать в качестве партнера именно команду Navigine»,- комментирует Андрей Дураков, директор «Лаборатории Маугри».

 

В основе разработанного решения – навигация по технологии iBeacon. Специалисты Navigine и Maugry оснастили здание музея и основные витрины с экспонатами Bluetooth-маячками (в работе использовалось до 120 маяков). Маяки фиксируют приближение посетителя к витрине, и спустя 10-15 секунд автоматически воспроизводят нужную дорожку аудиогида. Приложение интегрировано в единую базу данных музея, а, значит, информацию об экспонате можно корректировать и дополнять привычным для сотрудников способом. 

 

Золотые iBeacon

В обычной жизни процесс развешивания маяков и установки необходимого оборудования в самом худшем раскладе занимает день. Однако музеи – отдельная вселенная, на оборудование которой у нас ушло несколько месяцев. Основная сложность работы – долгие согласования плана установки маяков. В одном месте нельзя было размещать, потому что загораживают экспонаты, в другом – запрещенные зоны, на потолок вешать нельзя, за витриной – тоже не получится. Оборудование нарушало целостность внутреннего убранства и задумки авторов экспозиции. 

В итоге, нам пришлось придумывать самые нестандартные локации для маяков: где-то вешали за плинтус, где-то прикрепляли к батареям. Там, где закрытых от посторонних глаз мест не оказывалось, пришлось вешать маяки, покрашенные в золотой цвет, чтобы они не выделялись на фоне общего интерьера.

 

В этой части нас сильно выручал партнер-интегратор, который брал на себя коммуникацию с госзаказчиком, и старался учесть пожелания обеих сторон. Мы привыкли работать с торговыми пространствами, со зданиями общего пользования – там таких нюансов обычно не возникает. Здесь приходилось согласовывать план размещения маяков в несколько итераций, специалисты компании лично ездили в Кремль, минимум, десяток раз!

 

Музеи новой формации

Решения от Navigine легко развернуть и масштабировать в любом музейном пространстве. Базовый функционал: карта помещения, построение маршрута до выбранного экспоната, автоматическое воспроизведение аудиогида – отвечает запросам современных музеев, нацеленных на работу с молодой, технически продвинутой аудиторией. Оба созданных в партнерстве с Maugry мобильных приложения до сих пор доступны посетителям на двух языках – русском и английском и на двух платформах: iOS и Android. В 2017 году приложение по Оружейной палате заняло первое место в рейтинге бесплатных музейных приложений по версии портала RUSSIA BEYOND.

 

Внутренняя навигация сегодня открывает перед владельцами зданий огромные перспективы. В музейных пространствах решение по позиционированию может применяться, как интерактивная карта помещений и навигатор по конкретным экспонатам, так и в качестве надежного, интересного и информативного инструмента изучения музея. 

 

Мобильное приложение с функцией навигации – это возможность для музея расширить собственную аудиторию, заинтересовать максимальное количество посетителей, собрать статистику по посещаемости отдельных экспонатов и выставок, анализировать время, проведенное пользователями в конкретных залах. В дальнейшем это может помочь организаторам разрабатывать концепции новых экспозиций с учетом выявленных предпочтений их аудитории. Новые технологии сегодня помогают музеям оставаться востребованными, гибко адаптируясь под запросы современной публики.

 

Если у вас появились вопросы, пишите нам на info@navigine.com . Мы с удовольствием вас проконсультируем.



Navigine - Published:
Elena Timokhina